подробнее

Столичная программа сноса пятиэтажек уже подходит к концу

Столичная программа сноса пятиэтажек уже подходит к концу. Но, помимо этого в Москве осталось много хрущевок, которые не попадают в эта программу. В советские времена эти пятиэтажки были призваны решить жилищный вопрос рабочего класса. Но, согласно проекта, эти дома были рассчитаны не более чем на 25 лет эксплуатации, но вопреки всему, они уже служат более полувека.

И сами москвичи, и специалисты уверены, что дома не подлежат ремонту. Члены Общественной палаты Москвы, рассмотрев этот вопрос на расширенном заседании, обратились к мэру, правительству столицы и Мосгордуме с просьбой найти возможность для реализации новой программы по сносу старых пятиэтажек.

Хрущевки были построены в столице в период с 1958 по 1968 год. В о время стоял вопрос об обеспечении жильем максимального количества семей рабочего класса и комфорт мало кого заботил. В пятиэтажках не были спроектированы лифты, подвалы. Абсолютно не продуман вопрос о размере подъездов. Ведь они настолько малы. Все коммуникации находятся в стенах, что затрудняет процесс их замены и ремонта. Эти дома строили как временные с тем расчетом, что семь, которые в них живут скоро переедут в новые просторные квартиры. Но как и много вещи в нашем государстве, этого не случилось. И процесс капитального ремонта просто не планировался при постройке хрущевок.

Как рассказал журналистам главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, в 2015 году были определены принципы комфортной застройки, а пятиэтажные дома не попадают под них. Жители хрущевок постоянно жалуются в различные инстанции, что в их домах не проводится капитальный ремонт, но не все понимают, что сделать его практически невозможно.

Председатель Городской комиссии по обеспечению общественного контроля за реализацией Региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах на территории города Москвы Валерий Семенов рассказывает, что комиссия не раз выезжала на такие объекты. И эксперты подтвердили: да, капитальному ремонту такие объекты не подлежат. «Что такое пятиэтажка — коммуникации в стене. Чтобы сделать ремонт, нужно сносить стену, отселять людей», — говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Мнения жителей хрущевок, представителей общественности, урбанистов, архитекторов, проектировщиков, специалистов в области ЖКХ и капитального ремонта полностью совпадают — капитальный ремонт не сможет исправить качество жилья в старых пятиэтажках.

Председатель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Мосгордумы Степан Орлов отмечает, что эта проблема не нова. Однако именно в последнее время жалоб от жителей таких домов поступает все больше: «Может быть, это связано с тем, что город заканчивает программу по сносу пятиэтажек сносимых серий (снесено уже 1645 домов; осталось всего 77). А что делать жителям домов первого типа индустриального домостроения, которые порой живут даже в худших условиях? Мы провели в Мосгордуме заседание комиссии, посвященное этой проблеме, и все приглашенные эксперты сошлись во мнении: кроме сноса таких домов, другого выхода просто нет. Реконструкция возможна лишь в единичных случаях. Понятно, что новая программа потребует финансовых ресурсов, внесения поправок в ряд законов. Но уверен, что городу это по плечу. Москвичей нужно переселить в новое комфортное жилье».

И все же эксперты отмечают, что принятие такой программы сопряжено с рядом проблем и требует решения многих вопросов. Например, как отмечает председатель комиссии Общественной палаты Москвы по градостроительной политике Петр Кудрявцев, для начала необходимо определить градостроительные принципы застройки будущих районов. Неплохо бы учесть зарубежный опыт, особенно опыт Германии, где проводили реновацию и реконструкцию районов панельной застройки. «Нужно разработать систему рекомендаций будущим застройщикам. Нужно точно определить, какие именно серии подлежат сносу. Потому что некоторые дома, например кирпичные, могут простоять до ста лет. По оценкам, речь идет о 25 миллионах квадратных метров жилья. А если капремонт там уже сделан? И еще следует понять, при каких условиях программа будет интересна частным застройщикам. По некоторым оценкам, такой проект будет выгоден лишь при условии, если на каждые 100 метров сносимых зданий будет построено 430 новых метров», — говорит Кудрявцев.

И все же экономике города новая программа принесет существенную пользу. «Реновация территорий пятиэтажной застройки необходима с точки зрения городской экономики, — говорит президент Института экономики города Надежда Косарева. — У всех российских городов (и Москва не исключение) есть любопытная особенность. Если плотность населения в европейских и американских городах снижается от центра к периферии, то у нас все происходит с точностью до наоборот. Чем дальше от центра, тем выше плотность населения. Москва застраивается по периферии все более высоким частоколом домов. Такая структура застройки не имеет транспортного решения. Если плотность населения на окраинах столицы продолжит повышаться, мы попадем в тупиковую ситуацию. А вот серединная зона города заселена рыхло — и именно эти территории требуют эффективного использования. У нас дисбаланс предложений на рынке недвижимости: или мало и слишком дорого (в старых районах), или слишком далеко (новостройки на окраинах). Многие москвичи хотели бы улучшить свои жилищные условия в сложившихся районах. Программа сноса пятиэтажек поможет решить эту проблему. А пока, увы, в Москве из всех российских городов самая низкая обеспеченность жильем — 19 квадратных метров на человека, хотя в России этот показатель равен 24 кв. м. Новая программа сноса пятиэтажек станет ресурсом для решения жилищных проблем в целом и отлично впишется в новую градостроительную политику города».

Эксперты также подчеркнули, что пятиэтажная застройка — это не только «плохие дома», но и «плохие кварталы». Ни о какой комфортной городской среде речи не идет — такой задачи также не было у проектировщиков этого «временного» жилья.

— Новая программа сноса пятиэтажек позволит появиться новым кварталам с совершенно другой городской средой, развитой социальной инфраструктурой, благоустроенным жильем. Кроме того, застройка серединной зоны поспособствует тому, что проблема маятниковой миграции «периферия—центр» утратит свою актуальность; в Москве станет меньше пробок. Но программа должна быть такой, чтобы ее можно было реализовать в разумные сроки, — отмечает глава Департамента градостроительной политики Сергей Левкин. — Предыдущая программа сноса пятиэтажек была рассчитана на 10 лет, а в реальности длилась 18. Ряд инвесторов пытались обогатиться за ее счет — с некоторыми из них городу приходилось судиться. Поэтому надо все тщательно продумать. Ведь в новую программу попадет в 4 раза больше пятиэтажек, чем было в предыдущей, и нужно сделать все, чтобы ее реализация не растянулась на десятки лет.

Ярослав Кузьминов тем временем говорит, что, если выполнять такую программу с привлечением инвесторов, нужно провести ряд экономических анализов — готовы ли частные инвесторы к таким проектам? Кроме того, эксперты ВШЭ подсчитали, что коэффициент новых строений должен составлять от 2,5 до 4 — то есть на месте пятиэтажек целесообразно строить 12–14-этажные строения.

Председатель комиссии по развитию гражданского общества ОП Москвы, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов говорит и о других проблемах, которые могут возникнуть: «За 18 лет в городе снесено полторы тысячи пятиэтажек, но осталось еще 7,5 тысячи, где проживает 1,5 миллиона человек. И жить в них просто опасно. Но если кто-то не захочет переезжать? Мнение жителей нужно обязательно учитывать. Когда-то решение Хрущева о строительстве пятиэтажек было революционным. Решение об их сносе будет еще более революционным».

«Мы проводили расчеты и выяснили, что для того, чтобы жители не сопротивлялись новой программе, необходимо при ее реализации предоставлять минимум 25 квадратных метров на человека. То есть плотность застройки нужно повысить в 3,5–5 раз. Однако экономического эффекта для инвесторов в этом случае не будет. Поэтому единственное решение — такая программа должна реализовываться за счет бюджета», — считает зампредседателя ОП Москвы Михаил Москвин-Тарханов.

А есть ли у города ресурсы на столь масштабную программу? «Все деньги сейчас в Москве идут на транспорт. Москва устраняет проблему последних десятилетий, когда возникла диспропорция между дорогами, общественным транспортом и развитием автомобилестроения. Мы догоняем семимильными шагами — и вы все это видите. Остальные деньги идут на социалку. Мы не бросили строительство детских садов, школ и поликлиник, строится жилье для очередников, для переселенцев еще первого этапа. Все эти ограничения делают старт новой программы реновации старого жилья маловероятным», — считает Сергей Левкин.

Несмотря на это, члены Общественной палаты посчитали, что правительство должно искать резервы. Главное — дать людям определенность и не оставить их в беде, пришли к единогласному выводу участники заседания. Итогом же стала резолюция — обращение к мэру, правительству Москвы и Мосгордуме с требованием найти возможность для реализации новой программы по сносу старых пятиэтажек.

 

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

Материалы партнеров:

Читайте другие новости:

Читайте также

Откровения о диетах в советской эпохе: какие методы помогли дамам избавиться от лишнего веса

В современном обществе стремление к идеальной фигуре стало более доступным благодаря прогрессу в области здорового образа жизни, диетологии и спорта. Однако в прошлом, в советские времена, когда ресурсы и возможности…

Подробнее...

Трансферные слухи вокруг ФК Зенит: Вендел, Кассьерра, Клаудиньо и другие

В преддверии нового сезона футбольный клуб «Зенит» активно занимается трансферной политикой, стремясь усилить состав и одновременно удержать ключевых игроков. Это лето обещает быть горячим в плане переговоров и сделок, и…

Подробнее...

Инвалидность и кредит: как избежать финансовых обязательств?

Согласно высказываниям профессора Ольги Макашиной на портале aif.ru, даже при установленной I, II или III группе инвалидности человек не освобождается от обязанности по выплате кредита. Она подчеркнула, что процесс списания…

Подробнее...

Запреты в поездах: что ждет пассажиров РЖД этим летом?

Лето 2024 года принесло изменения для пассажиров железнодорожных поездов, поскольку РЖД вводит новые ограничения. Недавно было объявлено о запрете некоторых ранее разрешенных действий в поездах, что может повлиять на повседневный…

Подробнее...